Осталось 12 дней. Дети и деньги.
Продолжаем наш своеобразный адвент-календарь.
До 20 декабря – последней даты приема новых клиентов – осталось 12 дней.
По выходным не хочется писать на серьезные финансовые темы, поэтому сегодня – поговорим на одну из моих любимых тем – «Дети и деньги»)
15 фактов на тему «Дети и деньги».
- Обучение – часть обычной жизни семьи.
Распространенное заблуждение, что все важные жизненные уроки должны проходить в формальной обстановке, за партой (столом), в строго отведенное для этого время. На самом деле, гораздо проще детьми усваивается то, что отвечает их сиюминутному интересу.
Ровно то же самое относится и к различным финансовым темам. Ребенку не нравится, что папа или мама каждый день куда-то уходят? Повод поговорить о том, откуда в принципе в семье берутся деньги на его игрушки. Снимаете деньги с банкомата, а подросшее чадо пытается понять, кто их туда «засунул»? Самое время объяснить, зачем на свете существуют банки и платежные системы.
Мой личный опыт. Как-то мой сын во втором классе проходил тему о различных источниках дохода, и заинтересовался ею. На этой волне я умудрилась в сжатом виде изложить ему книгу Р.Кийосаки «Квадрант денежного потока», показав ему, что у нас в семье есть все виды доходов, включая доходы от бизнеса, дивиденды от инвестиций и авторские гонорары за книги.
- Ответы на вопросы ребенка – важная составляющая обучения.
Понятно, что поначалу довольно сложно развернуто ответить на все возникающие вопросы ребенка относительно денег. Да и действительно ли тому же шестилетке нужна подробная информация о том, что такое МММ? Однако, в ситуациях, когда ребенок что-то спрашивает, важно, с одной стороны, не сильно «загрузить» ребенка ненужными подробностями, с другой — не погасить его интерес к этой теме вовсе, а с третьей – не утратить доверие, чтобы подросшее чадо потом не пошло «искать правды» у различных мошенников.
Мой личный опыт. Поскольку вокруг стало множество рекламы Forex, то я со своими детьми периодически ловлю моменты и возвращаюсь к этой теме. Надеюсь, к их совершеннолетию таким образом сформировать у них четкую и осознанную мысль, что от подобных «валютных игр» лучше держаться как можно дальше.
- Денежные игры – наше всё!
На сегодняшний день, существует несколько финансовых игр, которые очень мягко и ненавязчиво обучают ребенка основам управления финансами. Так, например, всем известная «Монополия» — в игровой форме «выращивает» будущих бизнесменов.
Мой личный опыт. Мы с детьми регулярно «режемся» в различные игры, включая упомянутую «Монополию».
Более того! Сейчас я сама участвую в разработке новой экономической игры, которая будет знакомить участников с такими понятиями, как: акции, кредит, затраты на образование, взаимосвязь инвестиций и бизнеса и т.д. Здесь хочется сказать что-то вроде: «Не переключайтесь с нашего канала – новости скоро будут!»)
- Обучение деньгам невозможно без практики.
Учиться финансовой грамотности без практики – это всё равно, что учиться водить машину по книжкам. Именно поэтому важно не только на собственном примере показывать, как обращаться с теми или иными финансовыми инструментами, но и постепенно давать детям их «попробовать». Пусть сначала это будет что-то совсем простое типа монетки для покупки мячика в автомате. Потом, с 14 лет, уже можно открыть ребенку собственный банковский счет, а с 16 лет – перейти на покупку инвестиций через личный брокерский счет.
Мой личный опыт. Когда мой десятилетний сын поехал на 2 недели учиться в Лондон, я выпустила ему специальную банковскую карту, привязанную к моему счету. Таким образом, я не переживала, хватит ли сыну денег, всегда знала, когда и на что сын потратил, и не волновалась, не украдут ли у него наличные. Для самого сына это была первая серьезная практика по покупкам в магазинах с осознанием всех лимитов и ограничений карточного счета.
- Карманные деньги – аналог взрослой зарплаты.
Самый основной тренажер для финансового воспитания детей – это, понятно, карманные деньги. По сути, они должны стать для ребенка чем-то вроде аналога взрослой зарплаты, поэтому должны выдаваться на постоянной основе, строго регулярно и тратиться по усмотрению получателя. Причем начинать можно с 6-7 лет – как только у ребенка начинает просыпаться интерес к деньгам.
Мой личный опыт. С сыном я регулярно пыталась начать выдачу карманных денег, начиная с 6-летнего возраста. Однако, полноценно «дозрел» он до них только ближе к 9 годам. Дочь же, как всякая женщина, рано усвоила науку трат, благодаря чему стабильно имеет свои карманные деньги с 6-летнего возраста.
- Карманные деньги не должны привязываться к поведению ребенка.
Ах, сколько копий было сломано в теме «Привязывать ли выдачу карманных денег к оценкам?!» Я неоднократно встречала совершенно диаметрально противоположные точки зрения на эту тему даже у именитых психологов! Мое личное мнение – привязать карманные деньги к оценкам – это пойти по пути наименьшего сопротивления и зарубить множество воспитательных моментов на корню! Во-первых, тогда получается, что ребенок начинает учиться в школе не для себя, чтобы потом найти свой путь в жизни, а для родителей. Соответственно, и ответственность за учебу также перекладывается на родителей (привет армии репетиторов!). Во-вторых, исчезает стабильность «зарплаты». Соответственно, становится практически невозможно обучаться правильно планировать и расходовать свои деньги. В-третьих, такие вот «взрослые дети» в будущем будут пытаться всячески искать оценку любых своих действий со стороны, что чревато различными психологическими проблемами. Именно поэтому, карманные деньги должны выдаваться регулярно, стабильно и без всякой привязки к школьным отметкам.
Мой личный опыт. Мои дети учатся в хорошей частной школе, где, в том числе, выполняют домашние задания. Я лично помогаю им в учебе только тогда, когда они сами об этом просят. Дети четко знают, что учатся для себя, и никто их никогда не будет как ругать за плохие оценки, так и сильно мотивировать на хорошие. Тем не менее, оба учатся отлично. А карманные деньги выдаются раз в неделю, по субботам. Ближе к подростковому возрасту я планирую выдавать им деньги 2 раза в месяц – по аналогии с «зарплатой» и «авансом».
- Карманные деньги – это не только права, но и обязанности.
Тем не менее, также неправильно будет выдавать карманные деньги за «просто так» и без всяких ограничений. В идеале, с каждым годом должна увеличиваться не только сумма «зарплаты» ребенка, но и круг его обязанностей по дому, и количество обязательных трат, которые подрастающее чадо оплачивает само. Понятно, что первоклассник способен пока только убрать за собой комнату, и купить себе мелкую канцелярию. Однако, шестиклассник уже вполне может не только самостоятельно выгуливать собаку, но и оплачивать доступ в Интернет, свой мобильный телефон, а также подарки друзьям.
Мой личный опыт. Я лично с шестнадцати лет жила в другом городе, без родителей. Для меня было естественным, что я получаю раз в месяц от папы определенную сумму на расходы, и должна на нее купить себе всё необходимое, включая учебники, косметику, а ко второму курсу Университета – и оплатить все арендные/коммунальные платежи. Бывало, что в какие-то периоды приходилось питаться одной гречкой, зато все уроки правильного планирования быстро усваивались!
- На ошибках учимся!
Это нормально, если чадо будет тратить деньги совсем не так, как хотелось бы его родителям. Скорее всего, именно так это и будет происходить! Однако, все мы учимся на своих ошибках. Поэтому лучше, если ребенок сейчас потратит все деньги на игру, а потом останется на 2 недели с неоплаченным телефоном, чем будет потом в самостоятельной жизни по любому поводу бежать в банк за очередным кредитом.
Мой личный опыт. У нас с детьми бывают такие случаи, когда они просят что-то купить. Если я лично не вижу оправданности такой покупки, я говорю: «Могу купить за твои карманные деньги». Бывает, что одна эта фраза сразу правильно расставляет все приоритеты, и ребенок отказывается от покупки. Если же соглашается – я всегда потом в присутствии детей беру из их кошельков стоимость той вещи.
- Честность в деньгах – превыше всего!
Непреложное правило: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Поэтому если хочется, чтобы ребенок уважал другую собственность, не брал чужое и не воровал – необходимо ему показать, что его личная собственность неприкасаема. Соответственно, у ребенка обязательно должно быть свое личное место для хранения денег, которое без спроса никто не трогает.
Мой личный опыт. Бывают такие ситуации, когда по каким-то причинам я беру как бы взаймы у своих детей. Например, если курьер не может найти сдачу с крупной суммы. Я в таких случаях всегда говорю сыну или дочери, что, мол, я беру у тебя из кошелька столько-то – сегодня верну. Позже обязательно возвращаю эти деньги и так же вслух озвучиваю, что кладу обратно. Благодаря этому, у детей никогда не возникает мысли взять чужие деньги, даже если это – небольшая сдача, которую принесла домработница и выложила на тумбочку в коридоре.
- Благотворительность.
Деньги – это не только про «тратить на себя». Деньги – это еще и про «делиться с тем, кто в этом нуждается». Я часто говорю на семинарах и пишу в рассылках о том, что часть любого дохода должна идти на благотворительность. Хорошо бы, чтобы и дети тоже про это не только знали, но и участвовали в этом с самого раннего возраста.
Мой личный опыт. Я сама поддерживаю несколько благотворительных проектов и адресно – семей. Дети с самого детства участвуют в сборе вещей, из которых выросли, и знают, куда и зачем эти вещи потом будут отправлены. Также они помогают выбирать игрушки на подарки. А с тех пор, как у них появились их карманные деньги – мы с ними частенько участвуем в различных акциях типа «День суперстольника в собачьем приюте». Я не заставляю и не принуждаю их это делать – просто иногда интересуюсь, типа, вот, тут собирают деньги на вот это – не хотите ли помочь?
- Взращивание духа предпринимательства.
Мы живем в такое интересное время, когда подростки открывают свой собственный бизнес и зарабатывают огромные состояния. Поэтому очень важно стимулировать в ребенке интерес к различным подработкам на стороне, и книга «Мани, или азбука денег» Бодо Шефера должна стать буквально настольной книгой ребенка. При этом, доход ребенка всегда должен оставаться у ребенка и становиться дополнительным «бонусом» вдобавок к регулярным карманным деньгам.
Мой личный опыт. Мы с сестрой часто подрабатывали в подростковом возрасте и студенчестве – мыли полы в музыкальной школе, давали частные уроки, писали рефераты на заказ и т.д. Теперь в своем личном бизнесе я нахожу множество дел, которые могут выполнить мои дети за дополнительную оплату вместо сторонних специалистов.
- Психологический возраст.
Меня часто спрашивают: «С какого возраста необходимо начинать обучать детей управлению деньгами? Не просто выдавать карманные деньги, а что-то осознанно рассказывать?». На это я всегда отвечаю: «Когда он психологически будет к этому готов». Удивительно, но факт: кто-то уже в 5 лет способен понять движение денежных потоков, а кто-то и в 40 всё так же беспечно живет, не задумываясь о завтрашнем дне) Думаю, вы и сами прекрасно можете привести подобные примеры!
Мой личный опыт. Я постоянно ловлю интерес детей и «подкидываю» им те или иные темы для размышления. Так, сын у меня больше нацелен на то, чтобы «сохранить и приумножить». Поэтому с ним мы периодически говорим про инвестиции и акции – пока в очень простой форме, разумеется. Дочь же – явно будущий предприниматель! Так, буквально на этой неделе она озадачила меня вопросами про доходы современных блогеров, и как она может стать одной из них)
- Обсуждение без негатива.
Пока ребенок только осваивает науку управления деньгами, нередки будут такие ситуации, когда что-то «пойдет не так». Например, нужно платить за телефон, а кошелек пуст. Что делать? В подобных случаях основная задача родителей – очень аккуратно и ненавязчиво поговорить с ребенком. Возможно, предложить свою помощь в расчетах. Главное – не стоит при этом вызывать у ребенка негативных чувств!
Мой личный опыт. Я столкнулась немного с обратной ситуацией тогда, когда стала проводить курс «Дружеская беседа о деньгах». Обнаружилось внезапно, что у очень многих людей в детстве деньги ассоциировались именно с какими-то негативными чувствами — «плохо», «стыдно», «нельзя» и т.д. В результате, сейчас, во взрослом возрасте, приходится разбираться с очень серьезными проблемами – про «позволить себе», «порадовать себя», «деньги – это лишь средство» и т.д.
- Начинаем с себя!
Вне всяких сомнений, дети быстрее научатся не тому, что мы говорим, а тому, что мы регулярно делаем и показываем собственным примером. Так, если папа стабильно ведет записи расходов и доходов, а мама всегда составляет список покупок – то, несомненно, и ребенок тоже будет воспринимать эти действия как само собой разумеющееся. Именно поэтому, прежде чем пытаться научить подрастающее чадо правильному распоряжению деньгами – необходимо в первую очередь самим постоянно повышать свою финансовую грамотность.
Мой личный опыт. У нас уже есть куча семейных историй про то, как совсем маленькая дочка составляла свой список покупок или подросший сын садился за компьютер с умным видом «сводить бюджет». Сейчас постепенно начинаю показывать детям, какие активы мы покупаем и почему, чтобы потом им уже проще было разобраться в сложной теме инвестиций.
- Книга «Дети и деньги. Растим миллионера»
И, наконец, напоминаю, что у меня есть на эту тему специальная книга, написанная в соавторстве с психологом Бродниковой Еленой Анатольевной – «Дети и деньги. Растим миллионера». Там описаны не только конкретные шаги по «приучению детей к грамотному управлению деньгами», но и освещаются различные психологические темы. Например, про зависть, воровство, чувство собственности и т.д.
Мой личный опыт. Недавно произошла очень забавная история. Я подарила книгу одной своей подруге. Однако, подруга моя заработалась, и про книгу благополучно забыла. Но! Книгу прочитала… ее 12-летняя дочь! И, как водится, «крошка сын к отцу пришел…». В данном случае – пришла дочь к маме и спросила: «А чего это я карманные деньги не получаю? Вот тут в книге написано…») В общем… Пришлось-таки маме волей-неволей браться за эту тему)
Так что все желающие, могут приобрести книгу в любых крупных магазинах, в том числе Лабиринт и Озон.
Я же напоминаю, что осталось 12 дней до того момента, как я закрою прием новых клиентов под свое личное обслуживание.