Спор о деньгах №125. Банковские счета – под колпаком?

Да-да-да, знаю, что уже надоела всем со своим первым юридическим образованием. Недавно увидела даже в интервью своих коллег, что у хорошего финансового советника непременно должно быть высшее экономическое образование, а юридическое, мол, никуда не годится)) Хочу успокоить своих коллег, что второе высшее экономическое у меня тоже имеется. И, честно говоря, я была бы рада, если бы юридическое образование мне в работе не пригождалось вообще. Однако, к сожалению, наше законодательство в последнее время всё чаще идет по пути сужения рамок инвестирования, поэтому приходится во всем этом разбираться.

 

Вот и сейчас, 1 числа сего месяца вступили в действие поправки в Налоговой кодекс, касающиеся банковской информации физических лиц. Давайте разберемся, чем теперь «грозит» законодательство мирным инвесторам, спокойненько себе складывающим деньги на различные депозиты.

 

Для этого достаточно сравнить старую и новую редакцию статьи 86 Налогового кодекса РФ. Вот что сразу бросается в глаза.

 

1.    Предоставление общей информации банками.

 

Было ранее:

«Банк обязан сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронной форме в налоговый орган по месту своего нахождения в течение трех дней со дня соответствующего события.»

 

Стало сейчас:

«Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа»

 

Вывод:

Как мы видим, ранее банки сообщали налоговым органам только о счетах, так или иначе имеющих отношение к предпринимательской деятельности. Сведения же о счетах физических лиц предоставлялись по мотивированному запросу налоговых органов. Отныне же налоговики получат абсолютно всю информацию о счетах простых граждан – об их открытии, закрытии и изменении реквизитов. Большой брат всё более пристально смотрит за нами…

 

 2.    Предоставление банками информации по запросу.

 

Было ранее:

 

«2. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.

 

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций, индивидуальных предпринимателей, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.

 

Налоговыми органами могут быть запрошены справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.»

 

Стало сейчас:

 

«Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.

 

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса.»

 

Вывод:

 

Как видим, ранее банки могли выдать сведения о депозитах и вкладах физических лиц разве что в особых случаях, закрепленных международными договорами РФ. Теперь же — в любое время, при проведении налоговой проверки по фактически любому поводу. Захотели проверить человека – послали запрос в банк – получили сведения абсолютно ОБО ВСЕХ операциях НА ВСЕХ счетах человека. Правда, тут стоит некое ограничение, именуемой «при наличии согласия руководителя УФНС по субъекту РФ или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России». Однако, при наличии предыдущего пункта об обязанности банков сообщать всю информацию и без всяких запросов, это предложение про руководителя – не более чем издевательский реверанс со стороны законодателей.

 

 

Каково истинное назначение всех этих нововведений?

 

Об этом можно узнать, посмотрев на изменение статьи 11 Налогового кодекса.

 

Было:

«счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты;»

 

Стало:

«счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета;»

 

Вывод:

Теперь под понятие «счет» попадают абсолютно все вклады, депозиты и банковские счета, как юридических, так и физических лиц.

 

А теперь, внимание! Открываем пункт 10 стать 101 Налогового кодекса и видим прекрасную фразу:

“Обеспечительными мерами могут быть:

 

2) приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 настоящего Кодекса.»

 

И пусть Вас не смущает, что в статье 76 речь идет об организациях. Главное, что понятие «счета» теперь можно трактовать уж больно широко, а статья 76 просто определяет сам порядок блокировки.

 

Таким образом, теперь, при наличии задолженностей по налогам у физических лиц, налоговая фактически получила в руки инструмент принуждения. Отныне не надо долго и упорно «выколачивать» деньги из злостного налогоплательщика – достаточно просто поднять «доносы» банков и заблокировать счета. Вуаля! Ловкость рук – и никакого мошенничества!

 

 

Вернемся к инвестированию. Как я уже неоднократно говорила и писала, не стоит доверять банковским депозитам. Вклады хороши разве что для хранения Резервного фонда.

Всё, что превышает эту сумму, лучше инвестировать за границей:

  1. от 500$ ежемесячно можно вкладывать в зарубежные взаимные фонды через накопительные программы unit-linked в страховых компаниях;
  2. от 10 000$ разово можно вложить в хороший портфель из ETF у надежного зарубежного брокера;
  3. от 50 000$ можно приобрести недвижимость за рубежом;
  4. от 80 000$ (150 000$) можно составить тот же хороший портфель из ETF, но приобрести его уже в страховой компании со льготным налогообложением.

 

Во всех этих вопросах я могу предоставить свою помощь:

  1. Для накопительных программ у меня есть типовые портфели, при выборе которых услуга по открытию самой программы будет абсолютно бесплатна.
  2. Для приобретения недвижимости у меня есть проверенные партнеры.
  3. А для составления портфелей у брокера и страховой компании сейчас вообще действует Акция  «Портфель за полцены». Правда, по этой акции уже возьму только 2 заказа – спасибо добрым людям, работой меня уже загрузили на месяц вперед))

 

 

Оставить комментарий