Отчетность по счетам в зарубежных банках – миф или реальность?

Спор о деньгах №140

На этом месте могла быть… нет, не ваша реклама)) На этом месте могла быть совсем другая рассылка. Однако, к моему удивлению, предыдущая рассылка вызвала очень много споров и комментариев. Причем особого внимания удостоилась не тема самой рассылки «Что делать?», а вскользь брошенная фраза относительно счетов в зарубежных банках.

Напомню, о чем шла речь:

“Неожиданно приняты изменения в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», на основании которых все резиденты, имеющие счета в зарубежных банках, после Нового года будут обязаны предоставлять в налоговые органы отчеты о движении средств по этим счетам, прикладывая оригиналы документов и нотариально-заверенные переводы.

Начиная с 2015г., Вам придется ежеквартально запрашивать оригиналы банковских документов у зарубежных банков, затем делать нотариально-заверенный перевод и отдавать это всё в налоговую (см. Постановление Правительства). Поэтому лучше всего сейчас всерьез задуматься, для чего Вам нужны эти банковские счета и насколько эффективно Вы их используете. Может, пришла пора перевести деньги на счет брокера или страховой компании?”

После этого в мой адрес посыпалось множество писем с различными ссылками на законодательство, и даже законопроекты.
Сразу скажу, изначально я взяла эту информацию из данной статьи в «Ведомостях» и, публикуя новость в своей рассылке, данные не проверила.

 

Однако, раз уж получилось так много споров, давайте разбираться вместе по пунктам – было ли принято законодательство относительно банковских счетов за границей и, если да, то чем это грозит))
Пункт 1. Обязаны ли граждане РФ предоставлять в налоговые органы отчеты о движении средств по своим вкладам в зарубежных банках?

Действительно, согласно поправкам в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», принятым в июле этого года, статья 12 теперь читается так:

“Статья 12. Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации
7. Резиденты, за исключением физических лиц – резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.”

Поэтому правильный ответ – да, граждане обязаны предоставлять отчеты.

 

Пункт 2. Обязаны ли граждане РФ предоставлять в налоговые органы отчеты, если порядок предоставления этих самых отчетов пока не утвержден?

Алексей (отдельный ему привет и спасибо за комментарии, которые очень помогли мне при написании данного выпуска рассылки) прислал ссылку на ст.5 упомянутого выше ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Данная статья гласит (выделено Алексеем):

“Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, непредусмотренные настоящим Федеральным законом”.

На основании данной статьи Алексей делает вывод, что, пока такого порядка нет, положение об обязанности граждан предоставлять сведения не действует. Однако, в данной статье речь идет исключительно «о порядке использования счетов». Разве предоставление отчетности каким-либо образом накладывает ограничения на использование этих самых счетов? Разве необходимость докладывать в налоговые органы о каждой операции тем самым как-то сказывается на этих самых операциях? Конечно, нет! Таким образом, в данном случае эту статью, увы, применить нельзя.

Поэтому правильный ответ – да, граждане всё равно обязаны предоставлять отчеты.

 

Пункт 3. Можно ли в данном случае использовать Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2005г. №819?

Этот пункт вызвал больше всего споров. Действительно, вы, комментирующие, правы. Согласно данному Постановлению,
“Настоящие Правила устанавливают порядок представления резидентами (за исключением физических лиц — резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях) налоговым органам по месту своего учета (далее – налоговый орган) отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее — отчеты).”

Данное Постановление, действительно, разрабатывалось во исполнение предыдущей редакции ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в котором про отчетность физических лиц не было ни слова. Поэтому вполне логично, что оно прямо говорит о том, что данные Правила не распространяются на физических лиц.

Но!

Господа юристы, вспоминаем общую теорию права! Что там говорится о конфликтах Постановлений Правительства и Федерального закона? Совершенно верно! Если у Постановления хватает наглости противоречить Закону, то признаем его (Постановление, а не Закон) недействующим в части – да и дело с концом!
Поэтому в данном случае я целиком и полностью согласна с Андреем Черепановым, автором статьи в «Ведомостях». В ситуации, когда обязанность есть, а специального порядка исполнения этой обязанности нет, мы можем брать общие правила в Постановлении, считая недействующими положения, противоречащие Закону.

Но!

Вроде как нам пообещали до Нового года подправить вышеуказанное Постановление и сделать так, чтобы в нем были учтены все тонкости и нюансы предоставления отчетности именно физическими лицами.
Знакомьтесь – Проект Постановления о внесении изменений в действующее Постановление))
Согласно этому проекту, физические лица действительно обязаны предоставлять отчетность по движению средств на своих зарубежных банковских счетах, однако:
1. Делать они это должны будут раз в год – с 1 до 30 января.
2. Первый отчет они должны будут предоставить в 2016г. за 2015г. соответственно.

Поэтому правильный ответ – да, для предоставления отчетности физические лица будут использовать то самое Постановление Правительства №819, но с внесенными в него изменениями.

 

Общий вывод. С 2015г. физические лица – граждане РФ, имеющие счета в зарубежном банке, будут обязаны ежегодно предоставлять отчеты о движении средств по этим самым счетам. Первый раз это должно произойти до 30 января 2016г., с приложением банковских документов за 2015г. Пока ответственности за непредставление отчетности нет, однако к концу 2015г., вне всяких сомнений, она будет в КоАП.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ И ОБНОВЛЕНИЕ от 24 апреля 2015г.  — здесь

  • Odindvatri
    22.02.2015 10:57

    Елена, Вы ссылаетесь на: «Если у Постановления хватает наглости противоречить Закону, то признаем его (Постановление, а не Закон) недействующим в части – да и дело с концом!»

    Но ведь сам ФЗ противоречит ч. 1 ст. 22 Конституции РФ (я уж молчу про принцип «презумпции невиновности»). А Конституция стоит «выше» ФЗ.

    Таким образом, получается, что он необязателен к исполнению?
    Как быть в этой ситуации?

    Ответить
  • Odindvatri
    22.02.2015 10:59

    Имелассь ввиду ч. 1 ст. 23, а не 22 — описался +_+

    Ответить
    • finadm
      23.02.2015 20:53

      Если Вы считаете, что ФЗ противоречит Конституции, то создайте юридический прецедент, подходящий под эту статью, торжественно его проиграйте в суде общей юрисдикции, а затем идите в Конституционный суд доказывать противоречие норм :)
      Увы, ФЗ и Постановление — это две большие разницы. Да и в Постановление были внесены изменения ДО того, как оно понадобилось, так что и говорить тут не о чем.

      Ответить
  • Влад
    28.08.2015 15:50

    Не лучше ли присылать в фнс копию декларации страны-проживания налогоплательщика.но где взять деньги на пересылку декларации по почте пенсионерам

    Ответить
    • Елена Красавина
      29.08.2015 10:59

      Если у пенсионера есть банковский счет за границей, то не вижу причин, по которым у него бы не было денег на пересылку декларации по почте :)

      Ответить
  • Ирина
    09.10.2015 09:41

    я пенсионерка, у меня с 2011 года внж в болгарии… был. В связи с ситуацией в европе и вообще в мире, я решила больше не продлевать вид на жительство и второй год живу в РФ. А там остался счет и 20 евро на нем. За обслуживание ежемесячно с него снимают 0,53 евро. Движение денежных средств!!!!! И что, я должна теперь делать? Покупать турпутевку, ехать закрывать счет, оплатить услуги переводчика, через месяц его закроют, еще раз покупать тур путевку, оплатить услуги переводчика. Мне это обойдется почти в 200 тысяч рублей. Хоть бы сумму средств, которые надо декларировать ограничили.

    Ответить
Оставить комментарий