Спор о деньгах №47. Сто вопросов?

Недавно в сети встретила яростно-отстаиваемую точку зрения, что детей в принципе не надо специально учить управлять деньгами. Мол, если у них хороший пример родителей перед глазами, то они и так всему сами научатся, а уж различные книги, курсы и специальные разговоры «на тему» — всё это блажь, да напрасная трата времени.
Я в подобных случаях всегда вспоминаю один рассказ своей сестры. Как-то в студенческом возрасте они пошли на День рождения к одной сокурснице. У именинницы была страшная «запарка», поэтому моя сестра вызвалась помочь ей с приготовлением салатов. Поскольку работы было много, сестра на ходу сказала стоящей неподалеку девочке: «Я вот это сделаю, а ты пока колбасу кусочками порежь». И каково же было удивление моей сестры, когда, закончив со своим делом, она увидела «порезанную» колбасу! Продукту явно больше подошли бы слова «искромсанный», «напиленный», «растерзанный» (список можете продолжить сами). Оказалось, что у этой девочки-студентки мама всю жизнь была домохозяйкой, которая «обслуживала» всю семью по высшему разряду, и эта самая «барышня на выданье» только сегодня впервые взяла нож в руки! До сих пор помню крайне удивленное (я бы даже сказала шокированное) выражение лица своей сестры, когда она всё это рассказывала.

Ваши дети никогда не будут такими же, как та девушка?

Вы абсолютно уверены, что то же самое Вы можете сказать и по отношению к деньгам?

Даже если Вы лично профессионально управляете своими деньгами, далеко не факт, что Вы сможете передать свои навыки собственным детям!
Вот что по этому поводу пишет одна постоянная участница моих семинаров (большой ей привет!):
«1. Почти все деньги были сосредоточены у мамы. Не знаю, вёлся ли учёт, но помню точно, что проблем с деньгами у нас никогда не было. Мама всегда точно знала, на что потратить деньги в первую очередь, на что потом. Хорошо ли это было? не знаю, с одной стороны хорошо, папа не был против, а я помню, что мы могли позволить себе больше, чем другие наши знакомые. Но с другой стороны, на мой взгляд, мама делала всё же одну ошибку, но эта ошибка её только по не знаниям. тут перехожу ко второму вопросу.
2. Ошибка мамина была в том, что нас детей она совершенно не научила, что с деньгами??? И став взрослой, и зарабатывая на третьем курсе колледжа больше, чем родители, я почти всю зарплату отдавала маме. Я не знала, что делать с деньгами, ведь мама знала это лучше! я была всегда в этом уверена. Я отдавала почти все деньги и когда пошла работать сразу после колледжа и зарабатывала тогда я преотлично по тем меркам. Но, отдавая деньги маме, меня никогда не покидали смутные сомнения, что я что-то не так делаю. Нет, я не жалела денег для мамы, но во мне сидела уверенность, что это неверно, что так быть не должно. А как должно? Этого я не знала даже тогда, когда вышла замуж».

Специально для того, чтобы Вы смогли пройти самопроверку и понять: хороший ли из Вас преподаватель денежной науки для собственных детей, мы с психологом Бродниковой Еленой Анатольевной подготовили сегодня 100 вопросов на тему «Дети и деньги».

50 вопросов по финансам.

  1. С какого возраста можно начинать «финансовое образование» ребенка?
  2. Как постепенно у человека складывается понимание сущности и назначения денег?
  3. Что стоит за нашими высказываниями о деньгах?
  4. Каким образом должно строиться обучение ребенка грамотному распоряжению деньгами?
  5. Что стоит за детскими высказываниями о деньгах?
  6. Должны ли у ребенка быть карманные деньги, и какую роль они при этом играют?
  7. Если да, то с какого возраста можно начинать их выдавать?
  8. Как часто необходимо выдавать ребенку карманные деньги?
  9. Как рассчитать размер карманных денег?
  10. Должен ли размер карманных денег увеличиваться со временем?
  11. Если да, то в зависимости от каких факторов это должно происходить?
  12. Что должно быть положено в основу увеличения размера выдаваемых карманных денег?
  13. На что ребенок должен их тратить?
  14. Что делать, если ребенок быстро тратит все карманные деньги и просит «добавки»?
  15. Должен ли малыш отчитываться за потраченное?
  16. Можно ли «наказывать» деньгами (приостановить выплаты карманных денег, уменьшить размер и т.д.) за какие-то провинности ребенка?
  17. Должен ли ребенок платить за испорченные вещи из своего кармана?
  18. Как учить ребенка экономии?
  19. Какие дополнительные источники дохода могут быть у ребенка?
  20. Должна ли сдача становиться собственностью ребенка?
  21. Имеют ли право родители распоряжаться деньгами, подаренными ребенку?
  22. С какого возраста ребенок может начать подрабатывать неофициально?
  23. С какого возраста ребенок имеет право подрабатывать официально?
  24. Где ребенок может подрабатывать с младшего школьного возраста?
  25. Где ребенок может подрабатывать со средних классов?
  26. Где ребенок может подрабатывать с подросткового возраста?
  27. Может ли ребенок стать миллионером?
  28. Зачем нужна копилка?
  29. В каком возрасте её можно заводить?
  30. Что ребенок должен класть в копилку?
  31. На что ребенок может/должен копить?
  32. Нужно ли специальное место для хранения денег ребенка, если есть копилка?
  33. Нужен ли ребенку счет в банке?
  34. Может ли ребенок брать в долг у родителей?
  35. Могут ли родители брать в долг у ребенка?
  36. Что делать, если ребенок задолжал кому-то деньги?
  37. Как рассказать ребенку о том, что такое кредит?
  38. Как научить ребенка обходиться без долгов и кредитов?
  39. Может ли ребенок дать в долг государству?
  40. Как детский капитал способствует финансовому образованию ребенка?
  41. Кто должен распоряжаться детским капиталом ребенка?
  42. Как рассказать ребенку о пирамидах?
  43. Как рассказать ребенку о рынке Forex?
  44. Нужен ли ребенку брокерский счет?
  45. Как ребенок может стать совладельцем крупной корпорации?
  46. Как познакомить ребенка со сложными финансовыми инструментами?
  47. В какие специальные финансовые игры можно поиграть с ребенком?
  48. Какие специальные книги про деньги можно почитать ребенку?
  49. Какие фильмы/мультфильмы могут способствовать «денежному» обучению ребенка?
  50. Какие книги и сказки могут способствовать «денежному» обучению ребенка?

 
50 вопросов по психологии.

  1. Какова роль родителей в денежном образовании ребенка?
  2. Нужна ли игра современному ребенку?
  3. Как можно использовать игры в финансовом образовании ребенка?
  4. Что такое чувство собственности?
  5. Есть ли у ребенка чувство собственности?
  6. Что значит для ребенка отдать своё другому в 2 года, в 5 лет?
  7. Как дети относятся к подаркам, когда получают?
  8. Как дети относятся к подаркам, которые дарят?
  9. Что такое жадность?
  10. Всегда ли то, что выглядит как жадность, на самом деле ею является?
  11. Можно ли воспитать бережливость?
  12. Что такое щедрость?
  13. Какие причины могут стоять за щедростью?
  14. Когда заканчивается щедрость и начинается расточительность?
  15. Транжира – кто это?
  16. Что лежит в основе транжирства?
  17. Хвастовство – плохо или хорошо?
  18. Какую роль играет хвастовство в развитии ребенка?
  19. Что толкает детей к воровству?
  20. В каком возрасте можно говорить о поступках ребенка как о воровстве?
  21. Как должны реагировать родители, уличив своего ребенка в воровстве?
  22. Что такое зависть?
  23. Чем детская зависть отличается от взрослой?
  24. К каким проблемам ведет зависть?
  25. Что необходимо делать родителям, чтобы избежать развития в ребенке зависти?
  26. Какие причины могут быть у детского вранья?
  27. Чем отличается вранье ребенка в разном возрасте?
  28. Ложь – всегда зло?
  29. Когда ложь допустима?
  30. Что такое социальное неравенство?
  31. В каком возрасте ребенок начинает осознавать своё социальное положение?
  32. Обращает ли ребенок на бедность друзей?
  33. Важно ли для ребенка богатство друзей?
  34. А было ли когда-нибудь социальное равенство?
  35. Что такое самостоятельность?
  36. Когда начинается стремление ребенка к самостоятельности?
  37. Как не подавить самостоятельность ребенка?
  38. Что значит «отпускать» ребенка?
  39. В каком возрасте необходимо начинать «отпускать» ребенка?
  40. Ответственность — это что?
  41. С чего начинается ответственность?
  42. Как развить ответственность у ребенка?
  43. Как первые заработки влияют на самосознание ребенка?
  44. Умение распоряжаться своими заработанными деньгами какие качества могут развивать в ребенке?
  45. Можно ли платить ребенку за хорошие оценки?
  46. Какие свойства характера могут вырабатываться, если ребенок получает/не получает деньги за оценки?
  47. Как можно иначе мотивировать желание учиться у ребенка?
  48. Уборка по дому: работа или обязанность?
  49. Можно ли платить ребенку за работу по дому, если да, то за что?
  50. Какие еще могут быть способы мотивации помощи по дому? 

И теперь в конце должна появиться приписочка: «Поздравляем! Вы дошли до конца!».
Если же Вы не только прочитали все эти 100 вопросов, но и смогли хотя бы кратко мысленно на них ответить – примите наши поздравления! Вы относитесь к той малочисленной категории родителей, чьи дети имеют все шансы в будущем стать миллионерами.
 
Что же делать тем, кто не очень доволен собственным результатом ответов на вопросы? Прежде всего – принять наше с Еленой Анатольевной приглашение на бесплатную Тестовую площадку, которая стартует 7 ноября. Обещаем, что с частью поставленных вопросов мы там обязательно разберемся.
 
p.s. Кстати, о том, что я умею не только задавать вопросы, но и отвечать на них, также можно узнать из последнего номера журнала «Лиза. Добрые советы» на этой странице.

Оставить комментарий