Залезть в карман клиента?

Вообще, конечно, интересно наблюдать: как прилет “черного лебедя” не только обнажил ту самую “хрупкость” по-Талебу в отечественных финансовых организациях, но и… со всей очевидностью показал, что за различные сбои платит кто? Правильно! Клиент!

 

Вот вам две истории:

 

1.«Тинькофф» списал с клиентов миллионы рублей из-за «обогащения» на обмене валют

Суть истории в том, что в конце февраля у банка Тинькофф произошел технический сбой. Так, прямую конвертацию из рублей в доллары можно было провести по курсу 150. На бирже в тот день курс доходил до 109. НО! Если через тот же Тинькофф сначала купить фунты, а затем — доллары, то можно было получить “зеленые” по совершенно “льготной” на тот момент стоимости в 88 рублей! Народ у нас — ушлый, потому не удивительно, что кто-то этой “лазейкой” быстренько воспользовался.

Однако… Тинькофф на это отреагировал довольно-таки своеобразно: сначала заблокировал счета “ушлых” клиентов, а потом и вовсе списал с них суммы “неосновательного обогащения”. Причем если на счетах уже не было достаточного количества в долларах — то списание шло в рублях по совершенно невыгодному курсу.

 

2. Принудительная продажа активов клиентов брокера “Универ Капитал”

Суть этой истории в том, что брокер в “мирное время” совершал сделки РЕПО — под активы на счете он получал ликвидность, на которую покупал другие активы. Однако, когда активы резко упали — брокер не смог вовремя “перерепотоваться”, а затем и вовсе утратил возможность совершать сделки РЕПО, и «с 28 февраля по 17 марта НКЦ начислял штрафные проценты за перенос маржинальных клиентских позиций по ставке 200% в долларах США, 300% годовых в евро и 40% годовых в рублях. В результате за указанный период сумма процентов, начисленных НКЦ, составила 880 495 615 рублей».

И вот, когда рынки “разморозили” — пришла пора платить по этим накопленным штрафам. В результате “под нож” пошли не только активы самого брокера, но и счета добросовестных клиентов, которые знать не знали ни про какие сделки! А всё почему? А всё потому, что брокер изначально мог учитывать активы клиентов на отдельных счетах, но… почему-то этого не сделал! В результате, активы продаются по ценам ниже средне-рыночных, клиенты несут убытки, а брокер по сути сейчас может только писать письма во все официальные инстанции.

 

На первый взгляд, обе эти истории отличаются. В первом случае клиенты изначально получили прибыль, а во втором — убытки, но…

В обоих случаях за ошибки компании в буквальном смысле расплачиваются клиенты?

Пока инвесторы подали жалобы в Банк России, но на горизонте уже замаячило слово “суд”, так что будем следить за развитием событий.

 

Однако… Всё ли на самом деле так однозначно в этих ситуациях? Может, сами клиенты были виноваты? Может, и правда было “неосновательное обогащение” в первом случае? И ведь можно было самостоятельно настоять на отдельном счете во втором, не полагаясь в этом вопросе на волю брокера? Как считаете?